На страже безопасности региона: 89 лет Управлению ФСБ России по Челябинской области
Сегодня свой праздник отмечают те, кто стоит на страже безопасности региона. 89 лет исполняется Управлению ФСБ России по Челябинской области. О том, как раскрывали громкие преступления в разные годы, и какие технологии помогают сотрудникам сегодня — расскажет корреспондент ГТРК «Южный Урал» Галина Шалаевских.
Пассажир заходит в здание аэропорта, но не успевает он дойти до стойки регистрации, становится ясно — на рейс мужчина не попадет. На оборудовании загорается красный сигнал, а значит серьезного разговора со службой безопасности не избежать.
«Здравствуйте, пройдите, пожалуйста, к осмотру».
Систему «Полифейс» специалисты УФСБ тестируют на учениях. И вот как она работает: рамка-детектор считывает лицо каждого, кто заходит в аэропорт. Людей из «черного списка» система распознает автоматически. К ней же подключены обычные на первый взгляд очки.
Надев их, сотрудник службы безопасности, как в фантастических фильмах, буквально обретает третий глаз. А установить личность подозрительного пассажира, можно не сходя с места. Отпечатки пальцев снимают даже с помощью телефона. Все эти технологии направлены, в том числе, на борьбу с терроризмом — рассказывают в Челябинском Управлении ФСБ.
«Управление проводит мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защищенности. Для этого используются муляжи самодельных взрывных устройств и условные нарушители».
О таких технологиях в годы работы Александра Макеева можно было только мечтать. В 1982 году, во время происшествия в Златоусте, чекист мог рассчитывать только на собственную наблюдательность.
«Часов, наверно, в 6-7 утра дежурный звонит: Александр Ефимович, произошел взрыв в районе мясокомбината».
Стало известно, что взрывчатое устройство обнаружили местные жители. Подозрительный предмет, завернутый в газету, они нашли на рассвете возле сараев. Рядом — две пятиэтажки, в которых спокойно спали горожане. Разбудил их взрыв. Теракт или бытовой конфликт? Проверять пришлось разные версии.
«Нашли кусок обгоревшей газеты, внимательно рассматриваю — там цифра. Стали выяснять — кому принадлежит эта квартира», — рассказывает Александр Макеев, полковник в отставке, ветеран УФСБ России по Челябинской области.
Обрывок газеты привел к ее хозяину. Он же — виновник происшествия. Оперативникам сознался — бомбу смастерил, чтобы отомстить соседу. Причина шокировала — не поделили отходы производства молокозавода, который жители использовали, как корм для скота. Чудом никто не пострадал, а опасный сосед получил срок.
Впрочем, стояли и на страже экономической безопасности. Громкое дело «Голден АДА», которое прогремело в девяностые на всю страну, не обошло стороной и Южный Урал. Тогда, с помощью хитрой схемы, мошенники получили доступ к алмазной сокровищнице России. Распродажа драгоценных металлов и камней из Гохрана началась и в стране и за рубежом.
«Получили информацию, что в магазинах на Урале появилось очень большое количество ювелирных изделий и стоимость их была существенно ниже, чем себестоимость их производства», — комментирует Александр Рябченко, ветеран органов безопасности, первый заместитель начальника УФСБ России по Челябинской области в 2005-2010 гг.
Ущерб тогда составил 165 миллионов долларов. В Челябинске это стало первым официально расследованным делом о налоговом преступлении.
«И первое в России, по которому был обвинительный приговор».
Раскрывать мошеннические схемы и коррупционные дела сотрудники УФСБ продолжают и сегодня. Только за прошлый год они не позволили нанести стране ущерб на сумму 19 миллиардов рублей.
Также, закрывают нарколаборатории, пресекают работу террористических организаций, предотвращают незаконный сбыт оружия.
С 30-х годов прошлого века перед службой стояли разные вызовы, менялись и названия, но одно в работе сотрудников оставалось неизменным — защита южноуральцев и оперативная реакция на любые происшествия в области.