Легендарный «Захар Иванович»: как в Миассе производили грузовики во время ВОВ
Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс – жизнь городов Южного Урала в первые дни войны кардинально изменилась. Сюда, в глубокий тыл, хлынули составы с людьми, станками и оборудованием, и с задачами как можно быстрее наладить производство и дать стране столь необходимые металл, танки, снаряды и продовольствие.
Трудовой подвиг южноуральцев не забыт и теперь на Южном урале четыре города носят заслуженное звание «Город трудовой доблести». Один из них – Миасс, когда-то купеческий, торговый, окруженный уральскими горами и красивейшими озерами – принял часть автозавода ЗИЛ, эвакуированного из Москвы.
В Миассе не было готовых производственных цехов, и первое время люди работали под открытым небом.
«Захар Иванович» – так с любовью фронтовики называли грузовик, который тысячами производили миасцы. Главным преимуществом ЗИС-5 была грузоподъемность – целых три тонны, а на хорошей дороге грузовик развивал скорость до 60 км в час. Но главным достоинством Захара была надежность.
В ангарах военно-исторического клуба этот герой фронтовых дорог обычно не стоит без дела. Вот и сегодня к нему цепляют пушку – ее грузовик должен доставить на патриотическое мероприятие.
Для 80-летнего старичка этот Захар – так ЗИСы ласково называли шоферы – еще достаточно бодр. По внешнему виду и не скажешь, что прошедший войну экземпляр доживал свой век в разобранном виде на заднем дворе частного дома. В клубе автомобиль восстанавливали целых пять лет – принципиально не хотели портить металлический организм неродными «органами».
«Все приборы в кабине сохранились оригинальными — датчики масла, воды — она раньше использовалась вместо охлаждающей жидкости, осталось еще вот такое большое пустое отверстие — в него чуть позже вставят с трудом найденное гнездо для ключа зажигания», – говорит корреспондент Яна Сконечная.
«Сложности были с двигателем – мы его случайно разморозили, с радиатора слили воду, а с краника с двигателя нет, в Великую Отечественную войну за это была бы высшая мера», – комментирует председатель военно-исторического клуба «Дивизион» Станислав Тягунов.
Именно с производства двигателей когда-то и началась история автомобильного предприятия. При входе в зал заводского музея – иллюстрация к тому времени. Во всю ширину стены: мужчины в фуфайках, морозный закат — от которого веет холодом и немного отчаянием. Именно природа и суровый уральский климат — это то, что в первую очередь пришлось «побеждать» специалистам автомоторного завода, эвакуированного в холодный уральский Миасс из Москвы в разгар лютой зимы.
«Урал встретил сурово, все годы войны были морозы 40-45 градусов, в отдельные дни 50, нужно было разгружать вагоны с оборудованием, а оборудование настолько обледенело, покрылось снегом и к нему невозможно было прикоснуться, кожа оставалась, если голыми руками — оставалась на станках», – делится ведущий специалист музея Уральских автомобилей Татьяна Ильинкова.
Часть рабочих разгружала составы. Остальные отправились на строительство линии электропередач – эта работа тоже скорее напоминала подвиг.
Подробнее о работе на Урале в годы ВОВ и судьбе грузовиков ЗИС – в сюжете ГТРК «Южный Урал».
Легендарный «Захар Иванович»: как в Миассе производили грузовики во время ВОВ
Подпишитесь и читайте новости «Вести Южный Урал» там, где удобно: Telegram, ВКонтакте