Как в Челябинске адаптируются люди с метальными и двигательными нарушениями
Учатся готовить, делать уборку и ходить в магазин — в Челябинске проводят занятия с особенными молодыми людьми. Причем, курсы по социальной адаптации проходят в специальных тренировочных квартирах. Как обучают самостоятельной жизни людей с ментальными и двигательными нарушениями здоровья – выяснял корреспондент ГТРК «Южный Урал» Даниил Рабуш.
Сделать уборку, приготовить обед или сходить в магазин за продуктами — для большинства из нас эти дела вошли в привычку. При их выполнении мы задумываемся, разве что о том, где уже пора помыть пол, а где он еще чистый, хотим суп, второе или все сразу.
Однако для людей с ментальными нарушениями здоровья перечисленные действия практически невыполнимы. Им приходится испытывать сложности с планированием и даже страх. Правда, в этой квартире у особенных ребят получается преодолевать бытовые трудности.
Один из пунктов самостоятельной жизни — это умение выбирать и готовить продукты, а также понимать их стоимость. Молодые люди с ОВЗ пошагово учатся этим навыкам в «тренировочной квартире» — так называется место, где специалисты из соцзащиты помогают адаптироваться особенным челябинцам.
— Есть здесь рис?
— Вот этот вот?
— Отлично.
Молодые люди легче воспринимают картинки. Таким образом, они запоминают не только предметы, но и порядок действий. Специально для них сделаны планшеты и изображения с продуктами, из которых составляется список покупок.
«Возьми 200 рублей. Отлично. Всё, теперь нам нужно взять пакеты и отправляемся в магазин».
Продукты выбраны, сумма определена, специалисты и участники «тренировочной квартиры» отправляются в магазин. Путь, кажется, небольшой — надо пройти мимо пары домов по двору. Однако молодые люди с ограниченными возможностями здоровья должны ходить по проторённым тропам, которые для них знакомы. Погодные условия могут замедлить движение — гололедица та еще преграда для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
«Мы берём в пакетиках, да? Этот пропаренный. Хорошо, мы берем его».
В этом магазине молодые люди уже не в первый раз. Они хорошо изучили местоположение продуктов, поэтому без особого труда ориентируются в этом пространстве.
— Вам пакет нужен будет?
— Нет, у меня свой есть.
Но пока еще процесс покупки продуктов у девушек складывается не слишком оперативно.
«Ускоряться на кассе, я думаю. Им сложно и брать чек, складывать деньги, складывать список, складывать продукты. То есть такая многозадачность вызывает трудности у них», — объясняет Полина Качина, психолог.
Тем временем, в еще одной «тренировочной квартире» молодые люди с ОВЗ уже сходили в магазин. Теперь им предстоит приготовить обед.
«Готовка у нас начинается с того, что мы составляем меню на неделю. Молодые люди выбирают блюда, которые им нравятся и которые они хотели научиться готовить. Сегодня у нас Влад с Леной готовят рис с котлетами».
В меню проиллюстрированы блюда по дням и расписаны дежурные повара. В шкафах — где лежат продукты и посуда. В книге рецептов визуализирован порядок приготовления пищи.
«Ставь таймер на 15 минут. Так удобнее, так они понимают время. Таймер прозвенел, значит надо будет выключить кастрюлю, значит рис готов».
Кроме того, есть расписание и порядок уборки кухни. Да и вообще все участники «тренировочной квартиры» работают по дому строго по расписанию.
Помыть посуду, протереть столы, убрать чистую посуду, протереть раковину и подмести пол. Для тех, кто не умеет читать, у нас есть картинки, с помощью которых понятно, что сделать. И когда молодой человек, допустим, помыл посуду, он ставит галочку, чтобы запомнить, что он это сделал».
Впрочем, на плечах челябинцев с интеллектуальными и двигательными нарушениями не только дежурство на кухне, но и во всей квартире. Они следят за чистотой и порядком: моют полы, пылесосят, протирают пыль, стирают и гладят вещи.
Дарья Мосяева родилась с синдромом Дауна, но это не мешает девушке заниматься йогой, общаться с друзьями в соцсетях и помогать родителям с домашними хлопотами.
«Я глажу, мою посуду, мою полы, протираю пыль, стирку могу поставить», — говорит Дарья Мосяева, жительница Челябинска.
А еще в тренировочной квартире с молодыми людьми ежедневно проводят психологические тренинги, занятия английским языком и финансовой грамотностью.
«Мы объясняем, что такое социальная дистанция, как мы можем взаимодействовать с другим человеком, что ему можно говорить, а что нельзя, что социально приемлемо, что — нет. Благодаря этому молодые люди с ментальными нарушениями себя чувствуют более комфортно в обществе», — говорит Анна Стоноженко, заведующая отделением социального сопровождения инвалидов.
Один курс в «тренировочной квартире» проходит три месяца. За это время обучение прошли почти 70 взрослых людей с интеллектуальными и двигательными нарушениями. Вообще такие центры появились в Челябинске в 2021 году по инициативе главы города Натальи Котовой и стали первыми в России муниципальными практиками — сейчас они есть в Советском и Калининском районе.
«Находясь дома, в семье, часто молодой человек не совсем принимает условия родителей, не слушает. А здесь попадает в среду к своим таким же сверстникам и общается с людьми, которые имеют навыки и квалификацию общения с людьми с такими заболеваниями, он показывает результаты», — объясняет Лариса Мошкова, председатель Комитета социальной политики Челябинска.
Результаты не только бытовые, но и творческие. Новогодние поздравления на английском языке и танцы. И это не приглашенный профессиональный танцор, а выпускник «тренировочной квартиры».
Денис Небогатов занимается любимым делом в комплексном центре социального обслуживания.
«Мне нравится рэп, хип-хоп, Баста, Жиган, вот это все здорово».
Кроме того, парень обожает заниматься в спортзале и делать алмазные картины. Но самое главное — всегда готов помочь родным.
«Что мама запросит, то и помогаю. Я делаю генеральную уборку по дому. Короче, все, связанное с домом», — рассказывает Денис Небогатов, житель Челябинска.
Алена Абросимова учится дистанционно на последнем курсе финансово-экономического колледжа. Получает профессию делопроизводителя, будет работать с документами. Однако девушка признается: по-настоящему она горит блогерством.
«Мне это все очень нравится. Я хочу, если честно, связать с этим свою жизнь. Скажем, чтобы мне это приносило какой-то доход», — рассуждает Алёна Абросимова, жительница Челябинска.
Комплексные центры соцобслуживания есть в каждом районе Челябинска. Здесь молодые люди развивают свои творческие способности, предпочтения в карьере и учатся жить наравне со всеми. Тут же проводят занятия и для их родителей. Галина Северюкова часто задает вопросы психологу, чтобы специалист помог разобраться в разных жизненных ситуациях.
«Конечно, они нам помогают, как лучше общаться со своим ребенком, какие-то вопросы, как себя вести. Вообще замечательно», — делится впечатлениями Галина Северюкова, жительница Челябинска.
В социальной адаптации жителей с ОВЗ участвует как городская администрация, так и некоммерческие организации. Три года назад Екатерина Шалгина организовала проект «Школа жизни», специалисты которого проводят танцы на стульях, йогу, рисование, и даже учат готовить в колледже индустрии питания и торговли. Сейчас школу жизни проходят сорок челябинцев с аутизмом и ДЦП.
«Форма работы выстроена с ребятами таким образом: мы встречаемся в разных точках города. Это сделано для того, чтобы увеличить географию, кругозор каждого участника проекта», — говорит Екатерина Шалгина, директор АНО «Голубка», организатор «Школы жизни».
И на этом в Челябинске развитие социальной сферы для жителей с ограниченными возможностями здоровья не заканчиваются. В городе действуют 14 автомобилей социального такси, которым можно воспользоваться около ста раз в год.
Параллельно внедряются программы долговременного ухода для пожилых инвалидов. Это служба сиделок, по сути — стационар на дому. А до конца декабря планируют открыть еще одну «тренировочную квартиру» для инвалидов-колясочников — в Ленинском районе.